Tuesday, January 26, 2016

О всеобщем экзистенциальном эквиваленте

Антон Колонин
1996

-------------
ЯНВАРСКИЕ ТЕЗИСЫ О ВСЕОБЩЕМ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ ЭКВИВАЛЕНТЕ
--------------------------------------------------------

  Две тенденции информационной идеализации материального мира
  и материализации информационного представления идеального мира
  в ходе развития человеческого сообщества.

  |   МАТЕРИЯ                        ИНФОРМАЦИЯ (ИДЕИ)
  |
  |   Товар                          Сведения
  |
  |   Деньги                         Коммерческая информация
  |
  |   Безналичные платежи            Информационные услуги
  |
  |   Кредиты и страхование          Патенты, информационные ресурсы
  |
 \|/  ИНФОРМАЦИЯ (ИДЕИ)              МАТЕРИЯ


Говорят, что в Америке детей с детства приучают к тому, что
вся жизнь - это ФАН. Я бы только уточнил, что ФАН в данном
случае рассматривается, как СМЫСЛ ЖИЗНИ. Это верно, но не вполне.
Все же первое, к чему приучают в Штатах детей, это то, что
СМЫСЛ ЖИЗНИ - ЭТО БИЗНЕС.

Но.

Объективные законы БИЗНЕСА таковы, что успех в нем не могут иметь ВСЕ.
Поэтому обществу нужен второй, резервный уровень идеологии - ФАН.
Получается, что для тех, кто не смог по ряду причин реализовать свое Я в
успешном БИЗНЕСЕ, остается довольствоваться нахождением его в ФАНЕ.
Благо, ФАН - понятие растяжимое и каждый может получать его в меру своих
потребностей и возможностей.

Поехали дальше.

Существует распространенная точка зрения, что ДЕНЬГИ - ЭТО ДЕРЬМО.
Если выражаться по ихнему, то ДЕНЬГИ - ЭТО ШИТ.
В Штатах такой точки зрения особенно придерживаются люди, более или менее
преуспевающие в БИЗНЕСЕ, то есть - реализовавшие свое собственное Я на
главном, основном уровне общественной идеологии и личного самосознания.

Напрашивается вывод, что ДЕНЬГИ в существующем мире вообще, и в первую
очередь - в экономически преуспевающих Штатах, переросли свою роль
ВСЕОБЩЕГО ТОВАРНОГО ЭКВИВАЛЕНТА и являются уже также и ВСЕОБЩИМ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫМ ЭКВИВАЛЕНТОМ. То есть, количество ДЕНЕГ, которыми может
распоряжаться данный человек, однозначно отождествляет реализацию его
собственного Я на главном уровне общественной идеологии.

Если кто-то не согласен, что для него лично уровень успеха в БИЗНЕСЕ
является мерилом собственной самореализации, можно рассмотреть данный
вопрос и под другим углом. Для людей творческих и интеллигенции
основополагающей экзистенциальной идеей - мерой измерения самореализации их
собственного Я часто является СЛУЖЕНИЕ ОБЩЕСТВУ.

В обществе, где подавляющая доля взаимодействий в обществе носит товарный
характер, и где ДЕНЬГИ являются ВСЕОБЩИМ ТОВАРНЫМ ЭКВИВАЛЕНТОМ, количество
ДЕНЕГ, получаемых человеком, с большой точностью характеризует его
положительное сальдо в общественной жизни. Говоря попросту, чем больше
тебе платят, тем в большей степени ты, получается, СЛУЖИШЬ ОБЩЕСТВУ.

В ТОВАРНОМ ОБЩЕСТВЕ, ИСПОЛЬЗУЮЩЕМ ДЕНЬГИ В КАЧЕСТВЕ ВСЕОБЩЕГО ТОВАРНОГО
ЭКВИВАЛЕНТА, ПОЛУЧАЕМОЕ ЧЕЛОВЕКОМ КОЛИЧЕСТВО ДЕНЕГ ОТРАЖАЕТ СТЕПЕНЬ
ЕГО САМОРЕАЛИЗАЦИИ - ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ ЕГО ЖИЗНИ.

Можно было бы рассмотреть как этот факт определяет поведение личности
в существующем мире - начиная от проблем общения и кончая синдромом
добровольного ухода из жизни. Однако ограничимся подведением
итогов исторической значимости.

Делаем выводы.

Будем исходить из предпосылки первичности материального базиса по
отношению к идеологической надстройке. Если этого не сделать, то сразу
придется оправдать насилие фашистов и коммунистов, пытавшихся подогнать
реально существующее общество под некую абстрактную идеологию.

Коммунистическая идея как таковая - идея ПРЯМОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В СЛУЖЕНИИ ЕЕ ОБЩЕСТВУ неосуществима в обществе ТОВАРНОМ, использующем
некий ВСЕОБЩИЙ ТОВАРНЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ.

Российский коммунизм, как ИДЕЯ, был обречен с момента перехода от военного
коммунизма к НЭПУ. Хотя еще раньше сам большевистский строй был обречен,
как строй насильственный.

Торжество коммунистической идеи, если оно и возможно, может произойти
только в ПОСТ-ТОВАРНОМ обществе. А если рассматривать существующее
мировое общество в целом, то с учетом роли ВСЕОБЩЕГО ТОВАРНОГО
ЭКВИВАЛЕНТА, оно предстает как общество ДЕНЕЖНОЕ. Тогда уместно будет
сказать, что ТОВАРНАЯ фаза развития общества переходит в фазу ДЕНЕЖНУЮ.
В этом случае, торжество классической коммунистической идеи возможно
только в ПОСТ-ДЕНЕЖНОМ ОБЩЕСТВЕ.

Как показывает пристальное наблюдение за человечеством, в настоящее время
в мировом обществе идет два взаимообусловленных процесса.

Первый процесс - формирование нового ОБОБЩЕННОГО ДЕНЕЖНО-ТОВАРНОГО
ЭКВИВАЛЕНТА - ИНФОРМАЦИОННОГО. При этом, теоретически, роль существующего
ВСЕОБЩЕГО ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ЭКВИВАЛЕНТА - ДЕНЕГ, должна постепенно
переходить к ИНФОРМАЦИИ.

Второй процесс - ОБОБЩЕСТВЛЕНИЕ сознания отдельных личностей средствами
информационных инфраструктур. При этом оторванность СУБЪЕКТИВНОГО Я
конкретной личности, тем меньше, чем вклад данной личности в общее
информационное поле. То есть, обобществление СОБСТВЕННОГО Я в
информационном мире повышает общую устойчивость этого Я к колебаниям
уровня его САМОРЕАЛИЗАЦИИ.

Что парадоксально, в отличии от законов БИЗНЕСА, в целом, законы
ИНФОРМАЦИИ таковы, что САМОРЕАЛИЗАЦИЯ, или ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
ЛИЧНОСТИ определяется не количеством полученной, как ДЕНЕГ, а количеством
переданной ИНФОРМАЦИИ.

Таким образом, идет единый процесс сближения, с одной стороны - ВСЕОБЩЕГО
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ЭКВИВАЛЕНТА, и ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ
ЗНАЧИМОСТИ каждой конкретной личности - с другой стороны.

А это уже требует дальнейших размышлений.

No comments:

Post a Comment